ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ

О, империя, крест мучений,
Рим бесстыжий и Рим бесстрашный,
Глазами раба распятый,
Не слёзы, а кровь проливаешь человечью.

— Ой, сколько душ замучили,
Сколько крови льётся напрасно! –
Сказал Сын Божий, и взамен ближнего
На кресте был распят Иисус, как слово[1].

Волею и желанием Сына,
Тебе выпала тяжёлая миссия…
Скрытая воля Господня
Неужели достойна гонений и плевка?

Потянулся Иуда к Христу
С любовью и верой вечною…
Может, с этим стихом станет яснее:
В сердце не держал он измены.

Средь двенадцати апостолов мира,
Ты единственный осознал, что
Сын Солнцеликой Марии – мессия –
Потомок Давида.

И если силой Иисуса сатана
Не переборол бы волю Иуды,
Не было бы веры Христовой
И не прониклись бы учением Иисуса.

Неужто теми сребрениками
Ты обретёшь вечное спасение и вечный покой?
Когда человечество осознает,
Что ты за Христа «поникнул гордой головой»?

Когда в синагогу Сын входил,
И Пётр трижды от него отрекался,
До крика петуха ты в Спасителя
Всё так же верил и сердцем любил…

До последней минуты верил ты чудесам
И своею жизнью ему доверялся…
Эх, путь на Голгофу несёт только крест.
Надо мучиться, чтоб другие верили в тебя.

Тайны неба знали двое –
Иисус Христос и Иуда Искариот…
Было и распятие на кресте, и воскрешение…
Зависть и злоба остальных побратимов.

Волею и желанием Сына,
Тебе выпала тяжёлая миссия…
Скрытая воля Господня
Неужели достойна гонений и плевка?

И если силой Иисуса сатана
Не переборол бы волю Иуды,
Не было бы веры Христовой
И не прониклись бы учением Иисуса.

О, Спаситель, и сегодня нет недостатка
В невежестве и духовной муке,
И коль избавитель всё тот же крест,
Он так же будет верить и последует за тобой.

Песочные часы – наступают двенадцать…
Пространством разворачиваются жестокие аккорды…
В укрытии спрашивает один:
Поцелуй Иуды опять понадобится?!

Весы судьбы: песочные часы уже считают —
Дни жертвоприношения, оставшиеся минуты…
Тут каждое слово по крупицам считают, —
И зашкуривают архивными шкурками.

Гаснет свет… Валторны стонут…
Где-то горько плачут и причитают…
Кажется, это троица просит спасения,
Как обреченная предыстория.

Наступают двенадцать… Рассекают пространство.
Атомная бомба… За ней агония…
И душа, распятая на кресте в тот день,
Воссияет солнечной симфонией.

Яков Папиашвили,

лауреат премии им. Галактион Табидзе и Иване Мачабели, номинант Нобелевской премии

Комментарий автора к «Поцелую Иуды»

Распятие – исторический вид смертной казни. Данная мера аказания существовала у египтян, карфагенян, персов, финикиян, а также в Вавилонии, Греции и в Римской империи. Согласно Ветхому и Новому заветам, иудеи наказывали преступников побиением камнями, но распятие как мера наказания, возможно, существовала во время правления некоторых царей. Так казнили бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов. Самое широкое распространение казнь получила в древнем Риме. После подавления восстания Спартака, по приказу Марка Лициния Красса, были распяты на крестах около шести тысяч человек вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. Как передают источники, Красс до гибели распятого мученика не отдавал приказ снять тело с креста.

Распятие в современном мире по-прежнему является одним из наказаний. Эта высшая мера наказания до сих пор применяется в Исламской Республике Иран и в Саудовской Аравии. Казнь описывается следующим образом: «Приговоренный подвешивается на балках в форме креста, спиной к кресту, лицом к Мекке, ноги вертикальны и далеки от земли.»

Иисус Христос был распят римлянами на скале Голгофа. «И неся крест Свой, Он вышел на место называемое Лобное (место казни в древнем Иерусалиме), по-еврейски Голгофа; Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и другую сторону, а посреди Иисуса» (Иоанн 19. 17-18). По преданию, эта часть Иерусалима считается центром нашей планеты, где Сим, старший сын Ноя, по воле отца, похоронил тело Адама.

Термин «поцелуй Иуды» («лобзание Иуды») описывает эпизод Евангелия, являющийся символом предательства. Авторы Евангелия утверждают, что Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал Его.

Иисус молился ночью в Гефсиманском саду («моление о чаше»), расположенном у подножия Масличной горы в Кедронской долине, к востоку от Иерусалима. (Согласно Ветхому Завету, царь Давид убегал через Кедронскую долину во время восстания своего сына Авессалома.) Чтобы указать на Христа, Иуда, подойдя со стражей, поцеловал Иисуса. Этот эпизод — самый загадочный в христианском учении, так как Иуда действовал согласно требованию Иисуса: «Что делаешь, делай скорее» (Иоанн, 13, 27).

Иуда – единственный выходец из провинции Иудея среди двенадцати апостолов, остальные были галилеяне (Галилея — историческая область на севере Израиля, на границе с Ливаном). Он также был единственным учеником Христа, понявшим происхождение Учителя, которому Иисус открыл все таинства «Царства небесного» (эсхатологический термин, относящийся к царству, которое Иисус установит на земле при своём втором пришествии).

Среди двенадцати учеников, Иисус только с Иудой говорил наедине, и как-то раз Иуда Ему сказал: «Я знаю кто Ты и откуда пришёл».

Иуда был первым из учеников, кому Христос умыл ноги на Тайной Вечере. Там же он принял от Христа хлеб, напитанный вином.

Согласно ветхозаветным пророчествам, Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова, а также потомком царя Давида, происходившего из Иудина колена (3 Цар. 2:4). Новый завет подтверждает, что родословие Христа полностью соответствует этим требованиям. Таким образом оба, как Иисус Христос, так и Иуда Искариот были из колена Иудина и, согласно одному из источников, могли с детства знать друг друга.

Колено Иудино – одно из колен Израилевых. Согласно Ветхому завету, свою родословную ведёт от Иуды, четвёртого сына патриарха Иакова от Лии (Быт. 29:35).

Восхождение на Голгофу было выражением воли Господа, по глубокому убеждению Иисуса, и не могло быть осуществлено без помощи Иуды. «Что делаешь, делай скорей» — это просьба о помощи во исполнение воли Господа, обращенная к человеку, явно выделяющемуся из среды остальных учеников, так как Иуда не был простым галилеянином, а был важным представителем колена Иуды.

В конечном итоге, если бы не Иуда, распятие Христа на небольшой скале Голгофа не состоялось бы.

Исходя из вышеизложенного, термин «тридцать сребреников» (плата за предательство, которую Иуда Искариот получил, согласившись выдать Иисуса Христа первосвященникам; упоминается в Евангелиях от Матфея и от Марка), вероятно, был согласован с Самим Иисусом Христом.

Таким образом, не удивительно что 265-й Папа римский Бенедикт XVI опубликовал второй том биографии Иисуса под названием «Иисус из Назарета. Страстная неделя» (2011), в котором снял с еврейского народа все обвинения в распятии Иисуса Христа.

P.S. В процессе создания стиха (произведения) «Поцелуй Иуды», автор заимствовал кое-что из поэмы А. Блока «Двенадцать».

[1] Примечание. Может быть, стоит отметить, что в Евангелиях от Луки и Петра мимолётно отмечено о том, что Иисус Христос не был обычным человеком и поэтому Он в процессе распятия не испытывал боли: «Безмолвствовал как не чующий боли» (Апокриф от Петра, 4).

Автор

დატოვე კომენტარი